В состав белого духовенства входили дьяконы, священники, епископы, архиепископы. У каждого священника был свой приход, состоящий из жителей нескольких деревень или городских кварталов. Священник проводил службы и исполнял церковные обряды в приходской церкви, организовывал благотворительность в пользу вдов, сирот и бедняков. Священникам помогали диаконы. Несколько приходов или несколько десятков приходов составляли епископство.
Второй составной частью духовенства было так называемое чёрное духовенство - монашество. Монахами называли людей, которые бежали от суеты повседневной жизни, чтобы молиться, размышлять и готовиться к вечной жизни. Одни селились в уединённом месте и жили в одиночестве (таких называли отшельниками), а другие селились совместно. На Западе монашество стало широко распространяться в результате деятельности святого Бенедикта, который основал монашеский орде, позже названный его именем.
В средневековье монастырь был религиозным, культурным, политическим и научным центром целого региона. В монастырских библиотеках хранились редкие книги, среди монахов встречались лекари, богословы, ученые, переписчики книг. Зачастую монастыри выступали крупными землевладельцами. За крепкими стенами монастыря можно было укрыться во время войны.
Вне зависимости от статуса, примкнуть к крестовому походу или оказаться в Каркассоне мог любой представитель клира.
Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Псалтирь, 1:1,2)
Епископ - христианский священнослужитель высшего церковного сана, глава епархии (большой церковный округ), имеющий власть над священнослужителями и мирянами своей епархии. Имя епископа возносится за богослужением во всех храмах его епархии. Как первосвященник епископ может совершать в своей епархии все священнодействия: исключительно ему принадлежит право рукоположения священников, диаконов, и низших клириков. Всякий священник имеет право совершать богослужение только с благословения своего правящего епископа. Старшие епископы имеют титул архиепископов. Также, Папа Римский является епископом Рима.
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. (Послание к Евреям, 13:17)
Аббат - настоятель мужского католического монастыря (аббатства). Аббат выбирается монахами и утверждается епископом. В церковной иерархии занимает место сразу после епископа. Многие аббаты добивались у пап освобождения от власти епископа и подчинялись непосредственно Папе Римскому. Аббат руководил жизнью общины и принимал все важные решения. Он решал вопросы касаемо отношений монастыря с мирской властью.
Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков... (I послание Тимофею, 2:1)
Монах — представитель чёрного духовенства, в соответствии с обетом ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях или же странствуют по миру. В 1209 Франциск и Доминик только начинают свои великие служения, и их ордена еще не учреждены. Сами они тоже не принимают участия в рассматриваемых событиях. Однако у них уже есть последователи, которые могут оказаться в Каркассоне или присоединиться к Крестоносцам. Также, неподалёку от Каркассона есть женский монастырь, недавно основанный Домиником как убежище для отрёкшихся от ереси катарок.
Любой представитель духовенства мог быть наделён особыми полномочиями, или же быть известным среди своих братьев, как искусный проповедник или богослов. Такие "звания" не меняли его основного положения в церковной иерархии, но мы приведем некоторые из них для ознакомления.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. (Евангелие от Иоанна, 1:8)
Папский легат — личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения. Легат не являлся постоянным дипломатическим представителем и действовал от имени папы лишь в рамках полученного задания. Во время исплолнения своей миссии, легат наделялся высшими полномочиями, олицетворяя власть самого Папы и поэтому находился вне церковной иерархии и мог давать указания священникам, имевшим более высокй духовный сан. Он имел право отлучать от церкви, накладывать интердикт (запрещать богослужение в целой области), а также вершить церковный суд над представителями духовентсва. Его широкие полномочия и практическая неподсудность светским и церковным властям вызывали трепет и цважение.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (II послание Тимофею, 3:16,17)
Богослов - человек, занимающийся теологией. Теология это наука о познании Бога с помощью Священного Писания и доводов разума. В хистианском учении существует множество противоречий, и богословы, понимая, что истина может быть только одна, пытались разрешить их. Зачастую они выступали защитниками веры в диспутах с еретиками.
Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение. (Послание к Евреям, 6:4-8)
Инквизитор (лат. inquisitio - расследование, розыск) - духовное лицо, наделённое полномочиями для борьбы с ересью. Поскольку, будучи представителем церковной власти, инквизиция разбирала лишь вопросы веры, она часто сотрудничала со светскими властями при исполнении наказания. Инквизиция как отдельная организация к 1209 году еще не утверждена, однако люди наделенные соответствующими полномочиями уже появились. Поэтому мы предлагаем на нашей игре использовать именно это название.
Еретики
Основными ересями были учения катаров и вальденсов. Католики часто путали их, и часто просто не хотели разбираться, а потому называли совокупно альбигойской ересью. На самом же деле, единственное, что у этих учений было общего - это непринятие католической церкви и статус ереси. Впрочем, этого было достаточно, чтобы чувствовать своего рода родство, и последователи обеих ересей часто сотрудничали, чтобы справиться с общим врагом.
Священнослужителей катаров называли совершенными (perfecti), а вальденсов - барбами.
И спросил я Господа: "Почему все принимают Иоанново крещение, Твое же крещение принимают не все?” И ответил Господь: "Ибо дела их злы и не проходят они к свету. Ученики Иоанна вступают в брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как ангелы Божии на небе”. ("Тайная Книга" альбигойцев, 9)
Совершенные - представители катарского духовенства. Несмотря на критику в сторону католической церкви, катары никогда не отвергали необходимости церковной иерархии. Катарский клир соединял в себе смешанные функции священников и монахов. К нему причислялись как мужчины, так и женщины. Подобно католическим священникам, катарские совершенные проповедовали, обеспечивали ритуал спасения душ и отпущение грехов. Подобно монахам, они жили в общинах, соблюдали посты и воздержания и ритуальные часы молитв. Так же, как и католический епископ в своей епархии, катарский епископ являлся источником священства, от его рук происходило посвящение членов общины. Крещённые катарским епископом христиане и христианки вели жизнь, посвященную Богу, и считали, что имеют власть отпускать грехи. Эта власть, как считалось, передаётся от «одних Добрых людей к другим». В текстах катаров она составляет суть «ордена святой Церкви». Катары считали, что их епископы передают друг другу эту традицию по прямой линии от апостолов. Во главе каждой катарской Церкви стоял епископ и два его помощника — «старший Сын» и «младший Сын», также высвяченные епископом на этот сан. После смерти епископа, старший Сын становился его непосредственным преемником. Территория епископства была разделена между определённым количеством диаконов: они играли посредническую роль между епископской иерархией и общинами, находящимися в деревнях и городках, которые они регулярно посещали. Сами епископы редко жили в крупных городах, предпочитая общины небольших городков.
Статьи о катарах: Антицерковь - об организации катаров. Отрывок из книги Жака Мадоля "Альбигойская драма и судьбы Франции". Доктрина катаров - об учении катаров. Отрывок из книги Жака Мадля "Альбигойская драма и судьбы Франции". Окситания, часть II - тоже об учении катаров. На основе книги Отто Рана "Крестовый поход против Грааля".
...ибо я могу сказать вам, что все папы, после Сильвестра до настоящего времени, все кардиналы, епископы и аббаты, все вместе не могут дать ни одного искупления и простить смертных грехов кому бы то ни было. Ибо один Бог прощает, никто другой не может, а истинные пастыри должны проповедовать народу и непрестанно внушать ему божественное учение... ("Благородное поучение" вальденсов)
Барбы («barba») - священники вальденсов. Церковь вальденсов, прозванная «бедняками лионскими», согласно своему исповеданию, отрицала всякие внешние институты. В ней не было ни установившихся обрядов, ни прелатов, ни монахов, ни десятин, ни церковных имений, ни привилегий, брак священников был дозволен. Барбы посвящали всю свою деятельность проповеди. Частная жизнь этих сектантов была безупречна, она напоминает пуритан XVII столетия, с которыми вальденсы имеют удивительное сходство. Подобно им, они доходили до ригоризма и, живя на Юге, будто принесли туда начало северной стойкости и неодолимой крепости духа перед соблазнами мира. Подобно им, они любили говорить ветхозаветным языком, а кротость и молчание тех и других могли обратиться в неудержимое негодование только при виде иконы или католической статуи.